Виктор Бёрджин читает лекцию «Отсутствие присутствия: концептуализм и постмодернизмы». Публикация этого текста наряду с эссе Аллана Секулы и Марты Рослер обозначает новый подход к наследию англо-американского фотоконцептуализма и, шире, к истории и теории фотографии.
Важно понять, что визуальным коррелятом основополагающего для концептуального искусства сосредоточения на аналитическихсуждениях и лингвистических определениях стало возрастание роли анализа в подходе к фотографическому изображению. Постминимализм сместил восприятие языка и тела в перформативный регистр, и медиум, позволяющий точно запечатлеть эти временные и пространственные измерения, предоставила индексальная по своей природе фотография. Таким образом, фотографический медиум содействовал постминималистскому вниманию к процессу работы, к особенностям места, ко всякого родаслучайным обстоятельствам и контексту, которые стали теперь тщательно учитываться. Неудивительно, что уникальная способность фотографии фиксировать мельчайшие пространственно-временные сдвиги и поступательные или последовательные перформативные изменения сделала ее идеальным инструментом и для концептуализма с его всевозрастающим интересом к процессу и производству самого значения. «Фототропа» британского художника Виктора Бёрджина (род. 194 l) обозначила этот переход от контекстуальной эстетики к анализу фотографического значения в то самое время (дело было в 1969 году), когда в своем ключевом теоретическом тексте «Ситуационная эстетика» на страницах журнала «Студио интернэшнл» Бёрджин положил начало осмыслению сайт-специфичности.
Любишь азартные игры? Тогда переходи сюда и скачивай казино на свой мобильный. Так ты сможешь наслажадаться любимыми слотами в любое удобное время.
Первая книга художника, «Работы и комментарии: 1969-1973» (1973), еще свидетельствовала о его верности как в теоретических, так и в художественных проектах традициям англо-американского концептуализма конца шестидесятых годов и в частности задачам, поставленным позднемодернистской самокритикой группы «Арт энд Лэнгвич» с ее почти одноименным журналом («Art-Language», «Искусство-Язык»). Но в дальнейшем Бёрджин стал первым, кто выступил на стра- ницахэтого журнала с систематической критикой отстаиваемых им позиций. Так, он писал: «Главнейшая функция искусства состоит в том, чтобы менять институционально принятые модели отношения к миру, действуя, таким образом, как фактор социализации. Поэтому никакая художественная деятельность не может быть понята в отрыве от кодов и практик общества, которое вмещает ее в себя; в практическом поле искусство неизбежно сцепляется с идеологией < ... > . Мы должны осознать свою ответственность за то, что создаем искусство, чье содержание не исчерпывается Искусством».