Подобное слияние противоположностей в работе, созданной в 1928 году — за пять лет до прихода к власти нацистской партии, — тем более поразительно, что позволяет судить, насколько ясно понимали отдельные интеллектуалы растущую опасность, угрожавшую буржуазным институтам и демократической политике, и необходимость создания культурных проектов, направленных на протест и сопротивление. Еще более это очевидно в двух фотомонтажах, сделанных Хартфильдом для «AIZ» в 1932 году и изображающих председателя Национал-социалистической партии Германии Адольфа Гитлера за год до его избрания рейхсканцлером. Обе работы представляют Гитлера в виды куклы — пустотелой, искусственной фигуры, покорно исполняющей повеления капитала. В первой из них — «Адольф — сверхчеловек: глотает золото, изрыгает медяки» — тело Гитлера, просвеченное рентгеном, обнаруживает на месте сердца свастику, на месте печени — Железный крест, а на месте позвонков — золотые монеты. Политический посыл очевиден: немецкий капиталистический класс финансировал нацистскую партию, чтобы та не допустила, а при необходимости подавила пролетарскую революцию, угроза которой существовала с 1919 года, когда на территории Германии была основана первая коммунистическая партия.
Любите азарт? Играйте в казино слот v и выигрывайте.
Вторая работа — «Значение гитлеровского приветствия: маленький человек просит больших подарков. Девиз: за мной стоят миллионы!» — еще красноречивее: на сей раз миниатюрная фигурка Гитлера стоит перед громадной безголовой фигурой «толстосума», который передает коротышке пачку банкнот, а тот протягивает за ними руку в жесте, иронически повторяющем приветствие «Хайль Гитлер!». В предельно упрощенной, гротескной, комичной и оттого еще более выразительной форме Хартфильд обнажил остающиеся в иных случаях непроясненными политические и экономические узы, которые притягивали к лидеру немецкого фашизма большой бизнес, видевший в нем противовес социалистическим и коммунистическим движениям Веймарской республики и силу, способную их подавить. Однако надежды на эффективность пропаганды «AIZ», тираж которой тогда достигал 350 тысяч, не оправдались.
Большое число представителей рабочего класса, ранее голосовавших за коммунистов, в 1933 году поддержало нацистскую партию, нанеся тем самым окончательное поражение местным левым. Неудивительно, что после прихода Гитлера к власти именно Хартфильд одним из первых среди художников подвергся преследованию со стороны гестапо. В 1933 году он бежал в Прагу, где его полемические, дидактические и пропагандистские усилия, направленные против нацистского режима, имели такой успех, что Гитлеру пришлось добиваться через чешское правительство запрета на проведение его выставок.