SОБАКИ ДЕНДИ НЬЮСДневник: (1513) Музыка: (0) Видео: (0) Фотоальбом: (0) Цитатник: (3928) Ссылки: (1) Новости: (2) Лента Профиль-> |
Приходит март. Смешенье незначительных наитий |
"И в протянутой голой ладони твоей - все мое будущее, включая настоящее".
(цитата)
Весна наделена великим могуществом пробуждающихся природных сил, и энергии планет в это время будут созвучны самым романтическим ожиданиям.
Вот он, первый день весны - 1 марта. Блоги переполнены прекрасными картинками весенних цветов. Поговорим о других явлениях бытия?
На протяжении множества лет каждую весну - с первыми ее признаками - с завидным постоянством вспоминается одно и то же. Цитата из одного весеннего стихотворения Иосифа Бродского.
Ради двух последних строк в ней:
Приходит март. Я сызнова служу
В несчастливом кружении событий.
Изменчивую прелесть нахожу
В смешеньи незначительных наитий...
Именно этими - значительными и "незначительными наитиями" - наполнен весенний воздух и неуловимые, но все же улавливаемые импульсы оживающего повсюду воздуха всей прошлой и будущей жизни одновременно. Возвращать старые чувства, будить новые, соединять прошлое и будущее - суть и задача весны.
"Кружисвет пустоты, кружимост"... - эта строка когда-то была написана мной, кроме вовлечения в мотивы жизни, еще и несколько перекликаясь с поэзией Бродского. Его поэзия повлияла абсолютно на всех - и не могла не влиять. Все как бы ощущали нечто роковое - он был ПОСЛЕДНИМ. Последним гением во всей мировой поэзии. Больше не будет никого - и никогда...
Иследователь Вадим Семенов пишет: "Мотив кружения встречается во многих ранних текстах Бродского... Для нас этот мотив особенно важен в связи с метасюжетом растворения в пейзаже."
Растворение в пейзаже? Безусловно, растворение неизбежно есть - как и всякого рода в каждом мгновении всякое весеннее растворение... Главная особенность весны.
А что говорит сам Бродский?
Приходит март. Я сызнова служу.
В несчастливом кружении событий
изменчивую прелесть нахожу
в смешеньи незначительных наитий.
Воскресный свет все менее манит
бежать ежевечерних откровений,
покуда утомительно шумит
на улицах мой век полувоенный.
Воскресный свет. Все кажется не та,
не та толпа, и тягостны поклоны.
О, время, послужи, как пустота,
часам, идущим в доме Апполона.
А мир живет, как старый однодум,
и снова что-то страшное бормочет,
покуда мы приравниваем ум
к пределам и деяниям на ощупь.
Как мало на земле я проживу,
все занятый невечными делами,
и полдни зимние столпятся над столами,
как будто я их сызнова зову.
Но что-нибудь останется во мне -
в живущем или мертвом человеке -
и вырвется из мира и извне
расстанется, свободное навеки.
Хвала развязке. Занавес. Конец.
Конец. Разъезд. Галантность провожатых,
у светлых лестниц к зеркалам прижатых,
и лавровый заснеженный венец.
март 1961
II.2.5. Кружение. Повтор и повторяемость
ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ В.СЕМЕНОВА
Кроме этого направленного движения для Бродского важен мотив кружения, связанный с мотивами повторяемости, цикличности и т. п.
Этот мотив наиболее ярко представлен в стихотворении «Сад» [I: 45]. Осенний сад, где деревья сбрасывают листву и плоды, сравнивается с судьбой поэта. Судьба поэта развивается горизонтально — сад растет вверх. Затем в стихотворении возникает мотив кружения:
Прагматика ввода этого мотива — продемонстрировать иллюзорность линеарности. То, что при крупном плане напоминает линейное движение, при взгляде сверху оказывается цикличностью, повторяемостью. С помощью этого мотива поэт отсылает нас к английским поэтам-метафизикам.
В последней главе на примере «Большой элегии Джону Донну» мы рассмотрим, как этот метафизический принцип кружения реализуется в поэтике Бродского с помощью повторов, как бы возвращающих читателя к одной и той же точке взгляда.
Мотив кружения встречается во многих ранних текстах Бродского: в «Стрельнинской элегии», «Песенке» («По холмам поднебесья…»), «Приходит март. Я сызнова служу…», «Петербургском романе», «Шествии», «Я обнял эти плечи и взглянул…", «Зофье» и др. Для нас этот мотив особенно важен в связи с метасюжетом растворения в пейзаже.
Тема повтора и повторяемости возникает в стихотворении «В твоих часах не только ход, но тишь…» 1963 г. [I: 267]. Изображается цикличная работа часов. Она представляется как жизнь, которая сводится к небытию посредством бесконечной повторяемости. Противопоставление дома и окружающего пейзажа развивается также в стихотворении «Окна» [I: 284] того же года. В нем имеют место мотивы регулярно сменяющих друг друга борьбы и растворения в пейзаже, соответствующие двум временам суток.
Расходящиеся круги находим также в стихотворении «Новый год на Канатчиковой даче»; темных мыслей круженье мы встречаем в уже рассматривавшемся нами тексте «В горчичном лесу». Как мы уже видели, образ круга как принципа мироздания структурно важен для поэтики стихотворения «В деревне никто не сходит с ума».
Образ зимнего пруда, окруженного петлей из деревьев, возникает также в стихотворении «Деревья окружили пруд» [I: 246]. Здесь реализуется та же пространственная модель, что и в стихотворении «В деревне никто не сходит с ума»: круговое строение мира, имеющее признаки стабильности, статичности, нарушается тропинкой, образ которой наделен признаком линейности, сопровождающимся признаками динамизма, изменчивости:
Следует обратить внимание также на антропоморфность пейзажа. Образ замерзшего пруда, напоминающего плешь и окруженного петлей деревьев, напоминает сопоставление глобуса с затылком в стихотворении «К Урании». Отметим, что точка зрения повествователя в этом стихотворении находится сверху. Вкупе с упоминанием свистящих и галдящих детей такая композиция заставляет воспринимать этот текст как первое приближение к технике создания «Осеннего крика ястреба» 1975 г.
В связи с выделенным нами сюжетом растворения в пейзаже особый интерес для нас представляет стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!..» 1962 г. [Бродский 1992: 18]. В нем повествователь преподносит превращение героя в часть пейзажа как превращение в материальный объект — памятник. При этом сам «миметический» (по Жолковскому — см. I.4.) принцип сюжета отвергается:
Становясь частью пейзажа, герой тем не менее не сливается с ним, гипсовый бюст во дворе культурно маркирован в пространстве большой страны.
При этом вся прожитая жизнь и более широкий исторический контекст (постыдное столетие) описываются с помощью пространственных характеристик. В этом смысле ландшафт, окружающий героя, может пониматься как биографический/исторический контекст.
Таким образом, уже в ранних стихотворениях Бродский особым образом семантизирует пейзаж, связывая его с судьбой лирического героя и собственной биографией. Загородный пейзаж становится своеобразным кодом, с помощью которого создается «автобиографический текст» в поэзии Бродского.
Рубрики: | Арт - литература денди |
Подписаться Отписаться |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Подписаться Отписаться |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |