После завершения и исчезновения заставки начинается непосредственно сама передача. Привлекая внимание, на экране появляется изображение стены студии. До выхода ведущего Ф.Ахундова мы успеваем рассмотреть ее оформление. Оно имитирует часть каменной стены Ичеришехэр (Крепости) со старинным бакинским гербом (о нем подробнее ниже) и выглядит как настоящая «каменная кладка». Колорит его сумрачно-серого цвета, словно хранящего тайну, слегка «серебрится» или «золотится» в зависимости от направленного освещения.
Первопричины, по которым в студии «Бакинских тайн» не Девичья башня или нефтяная вышка, например, а именно крепостные стены стали объектом внимания и отображения оформителя, возможно, объяснимы следующим. Автор оформления и один из самых частых гостей программы Мир-Теймур Ибрагим оглы Мамедов, - известный художник-живописец, керамист, график, - живет в Крепости (Ичеришехэр) и, как говорят в народе, «крепостной». Изображения его трех работ (керамической и двух акварелей) с видами Баку даны в самом начале. Все участники программы - настоящие хранители истории нашего города, а значит – его тайн, и среди них - Мир-Теймур. Впервые Ф.Ахундов представил его в выпуске «Драма дома Гаджинских», как внучатого племянника известного миллионера и когда-то владельца красивейшего здания Исабека Гаджинского (по линии его родного брата Гасанбека), расположенного напротив знаменитого бакинского бульвара и рядом с Девичьей башней. Ф.Ахундов писал в статье о Крепости: «Каменные стены не всегда спасали Баку. Но они всегда оставались символом стойкости города и горожан. И символом их верности своей истории». К сказанному можно добавить – «и хранения ее тайн», ибо «загадочное молчание» древних стен давно уже подмечено в разных искусствах. Может, поэтому оформление стены студии, не будучи по стилю абстрактно-сложным для восприятия или особенно модным, наделено какой-то таинственной и многозначной условностью, придающей передачам «Бакинских тайн» особый шарм. Попробуем же хотя бы слегка приблизиться к ней. Думается, оформление стены студии «художественным», как таковым, не назовешь. Согласно требованиям, выдвигаемым историческим характером программы, художник представил его как бы «полудокументально», и оно выглядит в объективном, жизненно достоверном ракурсе. При взгляде на оформление сразу бросается в глаза, что каждый, отграниченный от соседних и четко окаймленный «камень стены» имеет черно-белый фотокадр с изображением пейзажа, здания или человека. Поданные таким образом «камни» напоминают «окна с видом» (особенно с городскими пейзажами). Смысл этих «камней-окон» в том, что, каждый из них – как брошенный в прошлое взгляд. Каждый из них будто «говорит» нам, что он помнит историю, многое видел на протяжении столетий, и, возможно, даже людей с фотографий, которые когда-то, наверное, часто появлялись у крепостных стен. Что каждый камень хранит память о культуре нации. Что фундамент «здания» любой многовековой истории складывается именно из незримых памятных «камней», каждый из которых нам следует беречь. Затем первым в студии появляется телеведущий Ф.Ахундов (передачи редко начинаются не с него). Он приветствует телезрителей, выражает признательность руководству телеканала, спонсорам программы и начинает свое повествование с предисловия. Если в студии есть приглашенные на программу лица, он представляет их, и они беседуют, сидя в креслах или на диване за небольшим столиком. Их увлекательные диалоги ведутся на фоне стены студии, «каменная кладка» которой при первом взгляде отдаленно напоминает выложенный комнатный камин, кирпичами. Схожесть стены с камином создает в студии по-домашнему уютную, располагающую к искренней беседе «у камелька», интимную атмосферу. А для телеэкрана доверительная интимность общения - важнейший, существенный и необходимый фактор. Поэтому, даже при явном элементе «документальности», во многих нюансах оформления чувствуется присутствие выраженного налета романтической одухотворенности.
Э.Мурадалиева и Ф.Ахундов в студии «Бакинские тайны»
Но смысловая значимость оформления вовсе не ограничивается его ассоциацией ни с крепостной стеной, ни с камином, ни наличием имитаций старых фотографий на «камнях». Хотя они сами по себе тоже немаловажны, так как, возможно, все это - трюизмы, от которых отталкивался художник в своей работе. Оформление студии словно продолжает «раскрытие содержания» заставки, но, как в лупе, - в укрупненном, увеличенном ракурсе. Вспоминая заставку, кажется, что в ней и «камни-окна», и дуги трех больших арок, из которых обычно входит в студию ведущий, будто раздуваясь, теряют четкость границ и очертаний и растворяются в волнах наплывающих и словно «оживающих» образов, как будто виртуально приближающихся к нам. Бросается в глаза вензель с инициалами «Бакинских тайн» - две переплетенные крупные красные буквы, помещенные в большой белый круг. Контрастное сочетание ярко выделяется на фоне черной незаполненной пустоты низкой центральной арки. Круг словно прикрывает вход в неизвестность, предупреждая о бездонной глубине ее «тайны».
Старинный бакинский герб
Наконец, в оформлении важное смысловое значение вверху арок имеет имитация деталей старинного бакинского герба – голова быка с двумя львами вокруг нее. Это сразу бросающиеся в глаза три крупных элемента реального герба на Шах-Аббасовских и Шамахинских воротах Ичеришехэр (Крепости). «Самое главное, что удалось сохранить на обоих воротах, - это загадочный барельеф – символ средневекового города Баку, существовавший еще задолго до индустриального подъема и нефтяной лихорадки», - считает Ф.Ахундов. Герб на воротах имеет интересное, своеобычное сочетание знаковых деталей, так как с обеих сторон бык и львы обрамлены еще также двумя кругами, Солнцем и Луной, которых в студии нет. Он многосоставнее и многозначнее по своим характерным элементам, так как, оформляя студию, художник не ставил своей задачей полное копирование герба. Скорее, его привлек композиционный контраст изображений животных, насыщенный мужественной образностью и выражением горделивой силы. Значение герба издавна подвергается множественным интерпретациям. Не прекращаясь, ведутся научные диспуты, выдвигаются разные версии, что означает, по словам Ф.Ахундова, «этот символ, являющий собой наглядный и очень интересный образец средневековой восточной геральдики». Однако здесь не представляется возможным разрешить столь сложный, серьезный и спорный вопрос. Достаточно, что выразительное композиционное решение оформления само по себе требует внимания. Рождение в нем всегда что-то «говорящей» зрителю легкой ауры загадочности связано с тем, что художник удачно совместил и сочетал очарование старины (древний герб) и современности (фотокадры на «камнях»). Возможно, данная последовательность, расположение каждого из фотокадров на «камнях» по отношению к другим также задуманы художником. Тогда сюда привнесен драматургический смысл, драматургическое значение, а это подстегивает, поощряет воображение. Дав простор разгулявшейся фантазии, наделяя «таинственную» стену еще более неоднозначным толкованием и интерпретируя каждую деталь оформления, можно придти к неожиданным для себя очередным «открытиям». Оформление студии - едва ли не самая наглядная работа Мир-Теймура, известная и понятная широкой массе телезрителей. Пусть же простит он дилетантизм автора этих строк ее слишком вольную трактовку.
Все сказанное – лишь беглое знакомство читателя с работой хорошо известного мастера. Намного больше сведений о нем черпаешь непосредственно из других, разных источников. Все же, даже при всей известности, он являет в своем роде загадку: ведь во все времена для непосвященных и личности творцов, и само их творчество остаются неразгаданной божественной тайной. Поэтому, слегка приподняв завесу над третьей «тайной», представим художника Мир-Теймура Мамедова в очередной раз, но в несколько ином контексте, чем обычно.
В одном из сайтов в Интернете о нем сказано: «Каждое утро за чашкой горячего бакинского чая Мир-Теймур начинает думать над своим новым произведением. По словам мастера, у настоящего художника должно быть чувство вкуса, хорошая практика и школа». Жизнь коренного бакинца Мир-Теймура, как самобытной творческой личности, сложилась удачно. Он принадлежит к числу в высшей степени трудолюбивых и, видно, поэтому востребованных мастеров. А его широкие интересы и многогранные таланты восхищают любителей его работ. Чтение книг, как главное увлечение и самое любимое занятие, выдает в нем настоящего интеллигента. Но в круг его увлечений входит многое другое. Мир-Теймуру интересно все, что связано со многими искусствами, в частности с музыкой (джаз, классика, разные виды инструментальной музыки). Наряду с художественной литературой, он много читает научные и искусствоведческие работы. Кроме того, он любит заниматься спортом и путешествовать. В начале 60-х г.г. ХХ века Мир-Теймур, окончив художественное училище им. А.Азимзаде, работал на сувенирной фабрике Министерства местной промышленности в Баку и имел специальность художника - разрисовщика тканей. Позже приобрел в Ленинграде еще две специальности, окончив высшее художественно-промышленное училище им. В.Мухиной по архитектурному проектированию и отделке, затем - художественно - постановочный факультет Государственного института театра, музыки и кино. В разное время заслуги перед обществом и искусством неоднократно приносили Мир-Теймуру почетные звания и премии и сегодня представляют его личностный портрет в еще более широком спектре. Он - президентский стипендиат, член Союза художников Азербайджана и почетный член Союза художников Грузии, лауреат Национальной премии "Хумай", организатор 9 персональных и участник 47 групповых выставок. Пусть же читатель, заглянув в Интернет или другие источники информации, сам сделает выводы о широте интересов художника из его других многочисленных наград, о которых здесь сказано лишь слегка. Некоторых из поклонников особенно привлекает живопись Мир-Теймура, отмеченная полетом яркой фантазии и неординарностью цветовых решений, других завораживает красочность его акварелей. Кто-то из них рад, что в их доме есть его работы в виде уникального авторского оформления романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – собственноручно переплетенный, иллюстрированный им журнальный вариант, и висящая на стене гравюра Мир-Теймура.
У почитателей его дарования вызывают восхищенную реакцию некоторые картины с сочетанием большого количества крупных и мелких деталей, частой «изломанностью» линий, яркими образами, красками, напоминающие витражи. В них автор словно уходит в направлении поисков некоей особой условности, которая «обличает» в нем художника с внутренней свободой, необычным взглядом на вещи, неординарным мышлением, оригинальным видением мира. А наличие прекрасной техники, воплощающей его творческие идеи в жизнь, способствует рождению новой, необычной красоты. Как сам их учитель Мир-Теймур, его непосредственные ученики - патриоты Баку. Они благодарят его за созвучие родственных душ, и за то, что он, знающий, умный человек, умеет их многому научить. Общение Мир-Теймура с коллегами, близкими ему по духу и жанрам, наполнено доброжелательностью, о чем непосредственно говорят высказывания об их работах. Так, очевидно, «мелодии» творчества известного украинского художника, графика, карикатуриста, автора прекрасных живых иллюстраций к различным литературным произведениям многих авторов Татьяны Зеленченко, созвучны творческим тенденциям и деятельности Мир-Теймура. В ее работах он подмечает следующее: «Татьяна ЭЛЕГАНТНА, ее рисунок поет и говорит всем, поет и показывает всем волшебство ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ЛИНИИ. Так умеют очень немногие – с этим надо родиться, этому не обучают».
Не менее интересно аналитическое замечание самой Т.Зеленченко в связи с некоторыми работами Мир-Теймура. По ее мнению, рисунки в них, сделанные по мотивам тюркских пиктограмм (изображений, используемых в качестве символов), напоминают узоры на украинских «писанках» и являются очередным подтверждением родства разных культур.
Своеобразны и остроумны карикатуры Мир-Теймура. В этом жанре он - профессионал высокого класса и член Союза карикатуристов Азербайджана.
Одними из любимых объектов изображения Мир-Теймура стали клоуны – самые демократичные персонажи не только цирковой, но и жизненной арены. Изначально комический персонаж английского театра ХУ1 в. – пика расцвета эпохи Возрождения, клоун означал всего лишь вызывающего, неотесанного и неловкого в своих грубых шутках деревенского парня. Тогдашние «клоуны» издевались над терзающими бедный люд богачами и аристократами. Но, видно, с тех пор немногое в реальности изменилось, если подчас дерзкая эксцентрика, буффонада, раскрашенные, смеющиеся физиономии современных клоунов привлекают серьезных художников в разных жанрах искусства. Как не вспомнить здесь гениального мастера итальянского кино Федерико Феллини, первый одноименный фильм которого был о судьбе этих артистов, и который даже снял в роли клоуна свою жену, великую актрису Джульетту Мазини! Здесь уместна цитата Ф.Феллини об этих удивительных артистах – смешных, ироничных, иногда злых в своей иронии, но, в сущности, все же беззащитных, незащищенно-беспомощных и поэтому особенно трогательных:
«Клоун воплощает в себе черты фантастического существа, раскрывающего иррациональную сторону человеческой личности, ее инстинктивное начало и ту малую толику бунтарства и протеста против установленного свыше порядка, которая есть в каждом из нас. Клоун – это карикатура на человека, выпячивающая черточки, которые роднят его с животным и ребенком, с тем, кто смеется, и с тем, над кем смеются. Он – зеркало, в котором человек видит свое гротескное, искаженное нелепое отражение. Он - самая настоящая тень. Он есть и всегда будет».
Поистине «феллиниевская» страсть к этому образу не обошла и нашего художника Мир-Теймура. В отраженных в его творчестве клоунах несомненна их «генетическая» связь с персонажами «commedia dell”arte», которая, так или иначе, но почти всегда проявляется в произведениях искусства итальянских мастеров. Однако Мир-Теймур не ограничивается лишь изображением их буффонадного облика. Кроме полагающихся клоунам забавных лиц с искусственной улыбкой «рот до ушей» и живописной красочностью одежд, где пестрые рисунки напоминают то заплатки, то мозаику, в их образах присутствует мягкая ирония и момент сострадания создавшего их автора. Ведь за шутовской раскрашенностью физиономий клоунов часто могут скрываться полные страстей жизненные драмы и даже человеческие трагедии. Что-то от ироничных клоунов присутствует и в керамических сувенирах Мир-Теймура, изображающих выхваченные из жизни национально-колоритные персонажи. Добродушно подсмеиваясь над ними, художник все же любит этих «типичных представителей» своего народа, их сочные шутки и даже недостатки, которые подает хотя с большой долей сатиры и юмора, но все же больше в снисходительно ласковом и любовном ракурсе.
Общество особенно высоко оценило дарование и своеобразные, интересные работы Мир-Теймура в жанре керамики. Он - один из признанных мастеров, включенный от Азербайджана в международный каталог «Керамисты мира» и лауреат Международного симпозиума по керамике. В своих художественных и публицистических статьях Мир-Теймур касается всего, что так или иначе связано с гуманистическими народно-национальными традициями. Указывая на необходимость сохранения исконно национальных обычаев, стараясь пробудить интерес к ним, он порой «смачно» преподносит, казалось, каждодневно виденные бытовые сцены. Вот как он говорит о значении выпечки хлеба - чурека в азербайджанских печах - тендирах: «Если говорить о вкусовых качествах хлеба, выпеченного в тендире, то никакой другой хлеб, испеченный в газовых и электропечах, не сравнится по вкусу с «тендирным». Открытый жар от углей, другая воздушная среда дают неповторимый, вкусный запах свежеиспеченного хлеба, от которого даже если ты сыт, во рту выделяется слюна, и ты невольно тянешь руку к этому ароматному чуду, столь необходимому нам каждый день». Но все вышесказанное - далеко не самое главное в характеристике личности Мир-Теймура в контексте «Бакинских тайн». Главное здесь то, что в одном из восторженных откликов поклонников творчества художника прозвучали слова о Мир-Теймуре, как о «защитнике старого Баку», для которого, по словам одного из его учеников, «главное – это жизненная позиция и Честь». Увы, таких людей становится все меньше и меньше. Те «защитники», которые не выдерживают натиска «новостроечного» беспредела и нынешнего вида столицы, покидают ее. Но те, кто все же остаются, мужественно, делая все от них зависящее, пытаются удержать «в своих ладонях» историю родного города.
Мир-Теймур Мамедов. «Ичеришехэр
Один из них - Мир-Теймур. Родному городу он посвящает множество своих произведений. Среди них – целые серии картин «Ичеришехэр» («Старый город»), а также городские и морские пейзажи. Мир-Теймур - не только художник-рисовальщик. Его глубокие наблюдения затрагивают множество историко-эстетических аспектов, изложены в огромном количестве (более 1500) публицистических статей, научных трудов по этнографии и краеведению. Особое место на журнально-газетных полосах занимают его статьи, посвященные Баку, пронзенные болью за родной город, культуру страны, ее исторических объектов, за что Мир-Теймура чтут, любят и благодарят многие жители столицы. Из их отзывов о его творчестве и о нем самом следует: Баку еще «не оскудел» талантами и патриотами. Они остро реагируют на тематику работ художника, связанных с родной страной, любимым городом, достоверным, живым отражением человеческих характеров - не зря он обладатель медали культурологической ассоциации "Симург" за деятельность во имя прогресса культуры и искусства Азербайджана, Почетной грамоты, звания «Посол Мира». В ноябре 2007 г. в Галерее современного искусства прошло организованное посольством США в Азербайджане открытие выставки и церемония награждения победителей лучших работ фотоконкурса "Исчезающий Баку" («Vanishing Baku»). Он вызвал живой интерес жителей и гостей столицы. Его организаторы пытались в очередной раз привлечь внимание общественности к необходимости сохранить уникальное культурное наследие Азербайджана - старую архитектуру (здания в Ичери-шэхэр и других частях Баку). Бакинцы и иностранцы из числа мастеров фотографии откликнулись на этот призыв огромным количеством присланных профессиональных и любительских снимков, которые говорили о проявленной большой заинтересованности и активности. Но стены выставочного зала украсили лишь сто наиболее удачных, лучших работ, премированных по итогам конкурса. В составе жюри были ведущий программы «Бакинские тайны» Фуад Ахундов, художник Мир-Теймур Мамедов, американский художник Крис Дюпьюс и советник посольства США в Азербайджане по общественной дипломатии Дмитрий Тороховский, сказавший такую фразу: «Во Дворце Ширваншахов сегодня не осталось того духа древности и очарования, ведь старый город – это несколько культурных слоев, которые уходят далеко в прошлое», привел мнение ЮНЕСКО, считающего, что древнее наследие Баку находится в серьезной опасности «из-за непродуманного строительства, непродуманных работ по реставрации». И впрямь, неуклонное движение к современности в активном строительстве и реставрации в Баку сегодня становятся причиной разрыва с большим прошлым страны. Что-то еще уцелевшее из старины и восхищающее туристов-иностранцев вызывает сожаление у коренных жителей города любого поколения. Практически все коренные бакинцы справедливо считают: от старого города уже почти ничего не осталось. Не кажется ли странным, что, в то время как иностранное посольство великой державы пытается указать нам на проблему сохранения национального достояния страны, в это же время подвергаются сносу красивейшие постройки? И не потому ли, как многим истинным патриотам города и «стопроцентным» бакинцам, впадающим в горестную и бесполезную ярость, художнику Мир-Теймуру так близки клоуны, что в их образах он, как в зеркале, часто видит «гротескное, искаженное нелепое отражение» сегодняшней действительности?
Несколько слов о «Бакинских тайнах», …
Говоря о «Бакинских тайнах», следует отметить, что в них показываются различные стороны не только прошлой, но и настоящей жизни нашего города. Их выпуски каждый раз вызывают широкий общественный резонанс и равно пользуются неизменным успехом не только у бакинцев с большим жизненным опытом, но и у молодого поколения, внимательно следящего и всякий раз живо откликающегося на их выход в эфир на форумах в Интернете. А необыкновенно широкие коммуникативные возможности телевидения сделали программу востребованной тысячами телезрителей (главным образом, бывших жителей нашей столицы) в разных уголках мира. Конечно, сюжеты «Бакинских тайн» слагаются из повествований ведущего, прежде всего, о бакинской архитектуре, хотя их объектами часто становятся и некоторые другие памятники национальной материальной культуры. Поэтому именно архитектура родного города является краеугольным камнем творческого кредо Ф.Ахундова как автора сюжетов и определяет художественную стилистику передач «Бакинских тайн». Однако архитектурная сторона здесь не становится самодовлеющей. Глубокое уважение Ф.Ахундова к самоценности, неповторимости каждой жизни, его сострадание к людям, неподдельная боль за них играют огромную роль в содержании его рассказов. Поэтому, наряду с архитектурой, все же истинным смыслом и душой передач были и остаются человеческие судьбы. Но чтобы программа заняла свою нишу в сетке программ отечественного общественного телевизионного канала İTV, ей понадобилась обоюдная поддержка влиятельных людей. Это, во-первых, со стороны руководства телевидения и, во-вторых, спонсорская помощь, ставшая в последние десятилетия необходимой почти для всех, ибо
О проекте
Найти интересное
Сервисы сайта
Найти дневники
|