Например, «Портрет сталевара А. Ковалева» (1963), написанный С. И. Дудником. Лицо сделано практически двумя колерами. Границы между ними слегка растушеваны и только. Использован и светлый и темный контур. Голова решена объемно, выпукло, но в два тона. Горячие света, холодные тени. Образная сторона портретов Дудника нисколько не страдает, может быть, даже выигрывает от лаконизма средств выражения. Такие или сходные приемы мы используем в дальнейшем, при работе над этюдами фигуры.
Декоративен и выразителен «Ракетчик» (1968) Б. В. Окорокова. Приемы изображения тоже напоминают сокращенную палитру. Активно применен черный цвет, который так решительно изгоняло предыдущее поколение живописцев. Мы рассматривали этюды голов обычного размера, в общем близкого к натуральному (22—23 см по высоте) или меньше. Появившаяся на выставке серия Г. М. Коржева «Опаленные огнем войны» (1962—1967) внесла новое в проблему портрета. Это были произведения, написанные по всем правилам станковой, а не декоративной живописи: без всяких сокращений цвета, без контуров и уплощений. Объемно вылепленные, конструктивные, очень выразительные головы были раза в три или четыре больше натуры, что наряду с образной стороной переводило их в строй монументальный. Головы становились как бы частью памятника. Не можете обеспечить необходимый уход больному родственнику? Посмотрите психоневрологический интернат для престарелых в московской области. Здесь они круглосуточно будут окружены теплотой, заботой и вниманием.
Мы привыкли к большим размерам оформительских вещей. Есть специалисты, которые без особых затруднений пишут головы и в 10 метров по высоте. Но там применяется механическое увеличение с фотографий и определенная графическая манера. Здесь же было нечто совсем иное, не случайно вызвавшее ряд подражаний. Не существует жесткой границы между живописью станковой и монументальной, и где-то рядом с этой границей находятся вещи, подобные серии Г. М. Коржева. Их очень стоит внимательно рассмотреть, чтобы убедиться, что можно сделать на основании этюда с натуры.